Масленица — древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. Это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Возможно, блины были и частью поминального обряда, так как масленице предшествовал "родительский день", когда славяне поклонялись душам усопших предков.
Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая Масленица продолжала жить. Ее встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена. Масленица была воспринята церковью фактически как религиозный праздник. С приходом православия празднование Масленицы стало более масштабным. Сам Петр I открывал масленичные гулянья в столице у Красных ворот. Инициаторами и участниками праздника были также Екатерина I и Екатерина II.
Это всегда был самый веселый и любимый славянский праздник. Считалось, что человек, плохо и скучно проведший Масленицу, будет неудачлив в течение всего года. Целую неделю нельзя было помышлять о делах и домашних заботах. Безудержное чревоугодие и веселье рассматривалось как залог будущего благополучия, процветания и успеха. Масленичная неделя была буквально переполнена праздничными делами; обрядовые и необрядовые действия, традиционные игры и затеи, обязанности и поступки до отказа заполняли все дни. Сил, энергии, задора хватало на все, поскольку царила атмосфера предельной раскрепощенности, всеобщей радости и веселья.
Каждый день масленицы имел свое название, за каждым закреплены были определенные действия, правила поведения. Вся же неделя именовалась "честная, широкая, веселая. боярыня-масленица, госпожа масленица".
На каждый день масленой недели существовали определенные обряды. В понедельник — встреча Масленицы, во вторник — заигрыши. В среду-лакомку тещи приглашали зятьев на блины. В широкий четверг происходили самые людные санные катания. В пятницу — тещины вечерки — зятья звали тещу на угощение. Суббота отводилась золовкиным посиделкам. Воскресенье называлось прощеным днем. В России к этому дню делали чучело Зимы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, несли через всю деревню, иногда посадив чучело на колесо, воткнутое сверху на шест; выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю. Главное угощение на Масленице — блины, пеклись и поедались в несметных количествах.
Однако самым главным событием, связанным с молодоженами и справляемым по всей Руси, было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир (если зять был по душе, разумеется). Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья устраивали "тещины вечерки" - приглашали на блины.
Неотъемлемой частью праздника, где бы он ни происходил, были катания на лошадях. На лошадей надевали самую лучшую сбрую, обвешивали их бляхами. Парни, которые собирались жениться, специально к этому катанью покупали сани. Все молодые парочки непременно участвовали в катанье. Девушки тоже добывали себе сани и, “насевши по нескольку человек, наряженные, отправлялись куда-нибудь в ближайшую деревню, где назначается съезд”.
Повсеместно строили к Масленице большие искусственные горки. Среди крестьянской молодежи было принято использовать масленичное катанье с гор и для встречи постоянных пар — парня и девушки. Еще одной масленичной забавой были прыжки через костер, которые традиционно были связаны со сжиганием чучела Масленицы в Прощеное воскресенье. Молодежь обоего пола делала в последний день Масленицы огромную бабу из соломы, вывозила ее на больших санях за околицу и там сжигала; при этом прыгали через костер.
Не менее интересным было взятие снежного городка, распространенное преимущественно на Урале и в Сибири. Эта сложная затея, включавшая в равной мере элементы игры, спектакля и спортивного состязания, предварялась, как и катанье с ледяных гор, участием молодежи в строительстве специального сооружения. Парни строили ледяную крепость с воротами. Она была довольно высокой — в ворота въезжали верхом. Одна партия занимала крепость и готовилась выдержать осаду. Другая — шла на приступ. Осаждающие были конными и пешими. Последние лезли на стену, срываясь под хохот зрителей со скользкой ледяной поверхности, а верховые должны были по одному прорваться в ворота. Осажденные метлами, хворостинами, нагайками хлестали лошадь, пугали ее, чтобы заставить повернуть обратно. Всадник с позором отступал под возгласы и улюлюканье собравшихся односельчан либо гордо врывался в крепость, оттесняя грудью разгоряченной лошади противников. Потом победители шли торжественно по селению с песнями, и всю ночь продолжались забавы.
Заканчивалась Масленица обычаем просить друг у друга прощения. В разных краях России сложились свои особенности, свой склад этого обычая, но суть всюду была одна — духовно-нравственное очищение через покаяние, через взаимное прощение прегрешений. После бурного веселья последней перед Великим постом недели обычай просить прощенья помогал ощутить переход к серьезным духовным задачам, к строгим семи неделям, продолжающимся до Пасхи, к повышению нравственных требований к самому себе.
Символ Масленицы — блины, готовились по самым разнообразным рецептам. У каждой хозяйки был свой "фирменный" рецепт. Современные рецепты блинов включают самые различные компоненты, гарантируя при этом "вкусный" результат. Например, современный рецепт блинчиков из... пива!
2 стакана муки
1 бутылка пива (желательно нефильтрованного)
1 столовая ложка сметаны
2 пачки жирного творога
2 яйца
50 граммов молока
1 столовая ложка сахара
панировочные сухари
соль по вкусу
Приготовление теста:
Растереть желтки со сметаной, добавить сахар и соль, вмешать один стакан пива и растирать до получения однородной массы. Всыпать муку и снова хорошо перемешать так, чтобы не было даже самых маленьких комочков. Затем добавить оставшееся пиво, взбитые предварительно белки и снова тщательно перемешать.
Из готового теста жарить блины на раскаленной сковороде, смазанной жиром. Тесто наливают на сковороду тонким слоем, обжаривая только одну сторону блина. Подрумяненную сторону блина смазывают начинкой, сворачивают в рулетик, обмакивают в смесь молока с яйцом, обваливают в панировочных сухарях и поджаривают в сковороде на сливочном масле. Подавать на стол горячими. Всевозможные добавки вроде сметаны, тертого сыра и других вкусных вещей - не возбраняются!
Добавить комментарий
Комментарии (0)