Первое крупнейшее одномоментное исследование Интернета было проведено нашей организацией в 2000 году, а с лета 2002 года, то есть почти пять с половиной лет мы проводим регулярные измерения и выпускаем на их основе и открыто публикуем ежесезонные отчеты.
Данные для этих отчетов собираются путем слияния опросов, проводимых каждые две недели по выборке объемом 3000 респондентов, репрезентирующей взрослое (18+) население России. Опросы проводятся по месту жительства респондентов, что позволяет строго контролировать работу интервьюеров - как в плане реализации выборки, так и в плане методики проведения интервью. За сезон собираются данные опроса 15-21 тысячи респондентов, что обеспечивает статистическую погрешность не выше 1,5%.
Главное, что регистрируется в ходе этих опросов, - это размеры аудиторий Интернета. Эти аудитории определяются нарастающим итогом по ответам респондентов на вопрос: "Пользовались ли Вы лично когда-нибудь Интернетом? Если да, то когда Вы им пользовались в последний раз?" К суточной аудитории мы относим тех респондентов, которые пользовались Интернетом в последние сутки, к недельной - выходивших в сеть не более чем неделю назад, к месячной - не более чем месяц назад и т.д.
С лета 2002 года (пилотное исследование) до весны 2007 года эти опросы фиксировали устойчивый рост аудиторий российского Интернета, столь устойчивый, что на его фоне почти не различался обычный спад пользования в период летних отпусков. В итоге весной этого года полугодовая аудитория составляла 25,2% взрослого населения, или 28,7 млн чел., месячная 21,8%, или 24,8 млн чел, а суточная - 9,9%, или 11,2 млн чел.
Казалось, ничего не предвещало снижения темпов роста. Тем не менее, в марте 2007 года один из авторов доклада опубликовал в журнале "Интернет-маркетинг" (№1(37) март 2007. с. 10-25) статью под многозначительным названием: "Не исключено, что нас ждет пессимистический сценарий развития Интернета". В этой статье путем экстраполяции наблюдаемой динамики показывалось, что если главным источником роста Интернета останется самопроизвольное "заражение" людей друг от друга желанием начать пользоваться сетью, то полугодовая аудитория Интернета в нашей стране никогда не превысит трети взрослого населения.
С учетом сказанного, нельзя назвать совершенно неожиданными результаты летней серии опросов, проводящихся с двухнедельной периодичностью: размеры всех аудиторий Интернета не только не выросли, но даже сократились на 1-2 процентных пункта. Полугодовая аудитория уменьшилась до 23,5% (26,8 млн чел.), месячная - до 19,7% (22,4 млн чел.), суточная - до 8,8% (10,0 млн чел.). Темпы роста Интернета снизились, и стал заметным естественный летний спад числа пользователей.
Размеры аудиторий Интернета в России по данным общероссийских репрезентативных опросов,
проводимых раз в две недели, % взрослого населения
Аудитории Интернета | Лето 2006 | Осень 2006 г. | Зима 2007 г. | Весна 2007 г. | Осень 2007 г. |
Полугодовая | 22,8 | 23,1 | 24,6 | 25,2 | 23,5 |
Трехмесячная | 21,2 | 21,5 | 23,1 | 23,7 | 21,9 |
Месячная | 18,8 | 19,2 | 21,0 | 21,8 | 19,7 |
Недельная | 14,0 | 15,0 | 16,1 | 17,2 | 15,0 |
Суточная | 8,0 | 8,4 | 8,9 | 9,9 | 8,8 |
Учитывая, что такой эффект наблюдается впервые за весь период наблюдения, Фонд "Общественное мнение" не мог не сопоставить результаты с другими наблюдениями. Дело в том, что вопросы о пользовании Интернетом задаются и в других периодических опросах Фонда. В частности - в проводимых четырежды в год уникальных по представительности опросах серии "ГеоРейтинг". Данные этих опросов репрезентативны для каждого из 68 густонаселенных субъектов Российской Федерации, суммарно взрослое население этих субъектов превышает 93% взрослого населения страны в целом. Поэтому каждая волна опросов проекта "ГеоРейтинг" репрезентативна и для России в целом. Что же касается достоверности собранных данных, то она чрезвычайно высока. Размер выборки в каждом субъекте Федерации составляет 500 респондентов, то есть суммарный размер выборки каждой волны опросов составляет 34 тысячи респондентов. В выборку входит 1954 населенных пункта, в том числе 676 городов, 315 поселков городского типа и 963 села. Статистическая погрешность по каждому субъекту РФ не превышает 5,5%. Для суммарных результатов по всем 68 субъектам РФ статистическая погрешность не превышает 1%.
Приводимая ниже таблица демонстрирует результаты этих опросов.
Размеры аудиторий Интернета в России по данным проекта "ГеоРейтинг",
% взрослого населения
Аудитории Интернета | Ноябрь 2006 г. | Февраль 2007 г. | Май 2007 г. | Август 2007 г. | Сентябрь 2007 г. |
Полугодовая | 24,9 | 25,2 | 26,1 | 26,9 | 24,6 |
Трехмесячная | 23,3 | 23,8 | 24,6 | 25,1 | 23,2 |
Месячная | 21,3 | 21,7 | 22,6 | 22,3 | 21,5 |
Недельная | 16,7 | 17,1 | 18,0 | 17,1 | 17,1 |
Суточная | 8,7 | 9,5 | 10,4 | 9,8 | 10,3 |
Мы видим, что оценки по данным проекта "ГеоРейтинг" в большинстве случаев несколько выше оценок, выведенных на основе общероссийских отчетов. (Это неудивительно, если учесть, что некоторые относительно менее развитые регионы страны не имели шанса попасть в выборку.) Но видно и другое: некоторое сокращение месячной, недельной и суточной аудиторий Интернета было зафиксировано еще в августе 2007 года. По данным же сентябрьского (внеочередного) ГеоРейтинга несколько сократились также трехмесячная и полугодовая аудитории Интернета.
Итак, сегодня у нас есть достаточно оснований, чтобы признать: стадия неуклонного роста численности аудиторий Интернета в нашей стране завершилась. Чем она сменится: стадией нового роста, стадией колебательных движений или стадией снижения, - покажут следующие исследования.
Добавить комментарий
Комментарии (0)